?

Log in

No account? Create an account
captain

olegmatveev


Ясная практика жизни / Академия ясности

Лови волну... Скользи по Вселенной!


роли и игры
Олег Матвеев olegmatveev
Предыдущий пост Перепост (ЖЖ и др.) Следующий пост
Шкала потребностей (перепост)
Исключительно ценный аналитический труд от одного из моих студентов

На одном из тренингов Олега Матвеева я получил небольшой список человеческих потребностей и узнал, что шкалы, по которой всё это можно разложить, еще нет. Было очень удобно видеть набор потребностей на одном листе, хотя они и не были упорядочены. В общем, мне показалось, что здесь достаточно просто найти закономерность. Результат предлагаю вашему вниманию.


Потребности ума.

       Есть такая теория Триединого ума. Я пишу далее, предполагая, что вы знакомы с ней. (можно почитать тут). Если кратко, то согласно этой теории у человека есть три водителя:
       Р-комплекс (рептилоидная часть, рептильный ум) - это эволюционно самая древняя и надежная часть нашего мозга. Его главная задача - обеспечить выживание организма.
       
Эмоциональный ум еще называют Л-комплекс, лимбическая система, маммальная часть. Эмоциональная система позволяет испытывать эмоции и чувствовать энергетику на расстоянии.
       
Неокортекс или аналитический ум (А) занимается картированием: сравнивает, сопоставляет, составляет карту.

    Очевидно, что одна и та же потребность будет по-разному восприниматься каждой частью ума. Для примера рассмотрим потребности, которые считают за базовые потребности для триедного ума:

Рептильная: Выживать
Эмоциональная: Доминировать
Аналитическая: Быть правым

         Начнем с рептилоида. Вот скажите, когда вы последний раз по-настоящему испытывали потребность в выживании? Если вы не военный, не занимаетесь экстремальным спортом или еще чем-то таким, то эпизодов из вашей жизни, где вы хотели намеренно выжить будет совсем мало, и они будут совсем короткие.
         Классическая ситуация: идет человек по улице, думает о чём-то своём обыйденном. И потребности у него растянутые во времени: о хлебе насущном, счета оплатить, детишек в школу одеть и т.п. И тут, вдруг из-за угла на него выскакивает машина!!! Первая реакция – отпрыгнуть (выжить). Если эта реакция не сработала, то эту историю и рассказывать нечего. Если сработала, то человек еще какое-то время эмоционально поделится впечатлениями сам с собой и с другими, а потом его жизнь вернется в обычное русло.

Что это было?
          Рептилоид быстро среагировал в своей потребности выжить.
          Эмо-контур вслед за ним сильно напугавшись, испытал изрядное облегчение. И в течение еще какого-то времени он будет ощущать чувство полного удовлетворения своей прыткостью. Т.е. он получил подтверждение своей доминантности в сравнении с кем-то: “вот, оказывается, как я могу”; “я смог, а кто-то другой нет”; “я имею право тут перемещаться, а другие нет”.
         Рассуждения же в целом будут принадлежать неоконтуру, который будет искать способ доказать свою правоту себе и другим. Причем рассуждения на эту тему (о своём праве ходить, где вздумается и о том, на сколько не правы всякие там водители, и т.п.) могут продолжаться и спустя длительное время после самого события, когда реакция давно забылась, а эмоции почти угасли…

        Если же человек решит заняться экстремальным спортом или участвовать в какой-либо деятельности, требующей постоянной борьбы, то будет происходить тоже самое, но части мозга будут уже непрерывно задействоваться на полную мощность. Т.е. это будет такая постоянная борьба, в которой рептилоид будет требовать от человека поиска одного и того же подтверждения его жизнеспособности снова и снова. Эмо устраивать соревнования с другими в жажде сильных и продолжительных эмоций и впечатлений. А неокортекс испытывая потребность всегда побеждать, применит все свои умения и находчивость, чтобы стать первым. До тех пор пока он первым не стал, эта потребность не будет удовлетворена. Это может продолжаться очень-очень долго, всю жизнь. Потому что всю жизнь будут появляться те, кто тоже хочет быть лучше всех лучших. И даже когда человек покорит самую высокую гору на планете, всегда еще останутся непокорённые вершины на других планетах.

Поэтому:
       К потребностям рептилоида можно отнести те, которые срабатывают на очень небольшое время, могут требовать большой энергии и скорости. Также, возможно, у рептилоида будет меньше потребностей, чем у других. Т.е. для разнообразных потребностей эмоционального и аналитического ума у него будут преобладать однотипные собственные потребности. Рептилоид предпочитает получать всё без общения. “Хочу здесь, сейчас и сразу”.
      К
потребностям эмо-контура можно отнести те, где есть общение с кем-либо, где допускаются сравнения, измерения, оценка и имеется ощутимая продолжительность времени, в течение которого вызываются разнообразные эмоции. (При этом сам эмоциональный контур не сравнивает, но такое сравнение вызывает у него широкий спектр эмоций, от негативных, до позитивных, длительное время). “Что-то получил я, что-то получил кто-то другой”.
     К потребностям неокортекса в идеале относятся неизмеримые потребности, не имеющие пределов, которые стремятся к абсолюту или могут требоваться безконечное время. Для их приобретения в реальности человек задействует аналитику и свое мышление или субъективно может удовлетворять их, общаясь сам с собой, подтверждая и убеждая себя в чём-то. При этом человек или получает желаемое полностью, или считается себя неудовлетворенным. “Всё или ничего”.

    Если ты не прав хотя бы один раз, то это значит, что ты только над кем-то доминируешь в своей правоте. А над кем-то нет. Если доминировать тебе не над кем, то ты просто вынужден выживать, т.к. все доминируют над тобой. Но если ты выжил, то уже хочется над кем-то доминировать, а если ты доминируешь над всеми – то ты всегда прав.


Шкала.

      Разложив потребности по триединому уму можно заметить, что вполне нормальным для человека является испытывать (или хотя бы осознавать) всё их многообразие. И, казалось бы, нельзя сказать, что какая-то потребность является выше другой, а какая-то ниже. Как минимум человек одновременно хочет жить, кушать, иметь крышу над головой и еще что-нибудь. Однако, получив минимум человек, начинает подниматься в своих потребностях всё выше и выше (конечно, не все так поступают, но будем надеяться на лучшее). И тут есть повод вспомнить о чакрах.

      Если вы не знакомы с чакрами, но интересуетесь, то можете найти о них в интернете. Можно почитать о 7-ми чакровой или 9-ти чакровой системе. Если вы не верите в чакры, то правильно делаете :-), а лучше лично убедитесь в том – нет их или что-то всё таки есть. Впрочем, можете воспользоваться пирамидой потребностей Маслоу. А я продолжу.

1. Потребности, связанные с защищенностью и выживанием соответствуют зоне копчика (чакра муладхара / исток). Это первые потребности, которые возникают у людей, - потребность в еде, одежде, крыше над головой.

Потребности: В выживании В воде В еде В одежеде В жилье ...
А Вечная жизнь Ритуал с водой
(китайское чаепитие)
Ритуал с пищей (завтрак,
обед, ужин при свечах,
хлеб-соль, банкет,
приготовление)
Мода Обладать всем
пространством
...
Э Забота о своём
здоровье (спорт)
Выбор воды
(из множества напитков)
Выбор пищи, охота Шоппинг,
конкурсы
одежды
От хижины до
дворца
...
Р Физическое
здоровье
(здоров - годен)
Вода
(нашел - выпил)
Еда
(увидел, унюхал - съел)
... Жить хоть где-то ...

2. Потребности в удовольствиях, наслаждениях, размножении связаны с зоной паха (чакра свадхистана / зарод).

Потребности: ... В сексе В игре Побеждать ...
А ... Сексуальное обладание
кем-то (только моя/мой)
Безконечная игра Побеждать ...
Э ... Сексуальные игры (в т.ч.
раздевание взглдяом, оценка
сексуального партнера)
Игра Соревноваться ...
Р ... Секс (как занятие сексом) Смена обстановки
(начать игру,
вернуться в игру)
Вызов ...


3. Потребность в комфорте, уважении и признании соответствует зоне пупка (чакра манипура / живот).

Потребности: ... В уважении                   ...
А ... Уважение ...
Э ... Значимость ...
Р ... Признание ...


4. Потребность в любви, добре, заботе, дружбе, принятии, (область груди)

Потребности: ... Во взаимопонимании В дружбе ...
А ... Согласие Душевный комфорт ...
Э ... Взаимопонимание Дружба ...
Р ... Приятии Принадлежность (к группе ...


5. Потребность в самовыражении, общении, творчестве, гармонии, порядке, красоте. (чакра вишудра / устье)

Потребности: ... В единстве В общении В творчестве В красоте и гармонии ...
А ... Единение Открытость Творчество Порядок ...
Э ... Общность Общение Вдохновение Гармония ...
Р ... Симпатия Близость Найти идею Красота ...


6. Потребность в обучении, понимании мира, исследовании (чакра аджна / чело)

Потребности: ... В знании В понимании                 ...
А ... Знать всё Исследовать ...
Э ... Обучение Понимание ...
Р ... Интересное Новое ...


7. Потребность в самоактуализации, реализация своих целей, способностей, развитии собственной личности, смысле жизни

Потребности: ... В смысле жизни                   ...
А ... Смысл жизни ...
Э ... Самореализация ...
Р ... ...

          Предложенное описание потребностей для чакр может не соответствовать общепринятому. Выберете как удобнее вам или как там правильно на самом деле. Важно понимать, что для конкретного человека преобладать будут те потребности, которым соответствуют наиболее развитые чакры (даже если вы в чакры не верите). И как таковой иерархии потребностей в виде пирамиды Маслоу, где предполагается их постепенная реализация, у человека может и не быть. Поэтому удобнее выстроить все потребности в виде горизонтальной шкалы:



         И у меня есть подозрение, что эта шкала вполне может быть замкнутой: когда стремишься к всезнанию, пониманию смысла жизни - нужна вечность, а если у тебя есть вечность, то хорошо бы иметь безсмертие.
Потребности: В знании ... В смысле жизни ... Во времени ... В выживании
А
 Знать всё
... Смысл жизни ... Вечность ... Вечная жизнь
Э Обучение ... Самореализация ... Личное время ... Забота о своём
 здоровье
Р Интересное,
 новое
... ... ... (мгновение) ... Физическое
 здоровье

            И тогда шкала потребностей примет вид вот такого кольца:

.





Обратная сторона

           Далее вполне логично предположить, что у каждой потребности бывает её полная противоположность.

Потребности: В созидании <> В разрушении
А Созидание,
 проектирование
Разрушение,
 разбирание
Э Озарение, открытие Создание препятствий
Р Красота Отторжение
Потребности: В движении <> В отыхе
А Бодрствование Сон
Э Активность Отдых
Р Движение Неподвижность
Потребности: В общении <> В одиночестве
А Открытость Философствование
Э Общение Одиночество
Р Близость Изоляция
Потребности: В знании <> В незнании
А Знать всё Незнание (скрыть от
 себя нежелательное)
Э Обучение Забывать, скрывать
Р Интересное, новое Обычное, привычное

            Опять таки здесь всё будет очень индивидуально. И названия потребностей каждому легче подобрать самому. В этом случае будет две шкалы потребностей: прямые потребности и обратные. Или, если изображать в пространстве, то шкала потребностей примет двусторонний вид.




Шкала потребностей и Шкала эмоций.

Счастье – это когда всё есть и ничего не надо.

            Такое определение счастью дала мне моя сестра. Конечно, оно весьма спорно. У Олега Матвеева я несколько раз читал размышления о счастье (например тут).
             Шкалу эмоций представляют вертикальной. Где от самого низа, из эмоций полного замешательства, апатии происходит подъём эмоционального состояния (через страх, опасения, обиды, досады, безжалостность, высокомерие, неудовлетворенность) к уверенности, довольству, энтузиазму. И еще выше к удовлетворению, радости, восторгу, экстазу и т.д.
             На данный момент, самый лучший известный мне тренинг по эмоциям это: “Ясные эмоции”. На этом тренинге, на практике учат понимать и изменять эмоциональные состояния, создавать и удерживать личное эмоциональное пространство, и еще многому другому.
           С эмоциями связан очень интересный момент: чем выше эмоциональное состояние человека, тем меньше он испытывает потребностей (в данный конкретный момент).
            Если ты увлечен игрой, творчеством, чтением интересной книги, потребности в еде или сне отступают и воспринимаются как нежелательная необходимость, с которой приходится мириться.
            Когда ты на вершине счастья, многие повседневные потребности забываются. Вплоть до поговорки: “Счастливые не ведают времени”. Т.е. чем выше эмоциональное состояние, тем меньше житейских потребностей.
            С другой стороны, когда человек находится в нижних эмоциональных состояниях, в депрессии, апатии, его потребности тоже резко сужаются: есть, пить, доползти до телевизора и поспать. Т.е. чем ниже эмоции, тем тоже меньше потребностей.

           Поэтому совмещение Шкалы эмоций и Шкалы потребностей может быть, например, вот таким:



               Или как волчок из фильма Начало(Inception):                             
                                                               

                В этом волчке-юле уровень пересечения Шкалы эмоций со Шкалой потребностей будет достаточно условно соответствовать тому естественному эмоциональному состоянию, где человек осознает наибольшее количество потребностей.
               Соответственно перемещаясь по Шкале эмоций, вверх или вниз количество потребностей у человека будет постепенно снижаться. Я говорю именно о количестве, потому что содержание, качество потребностей может меняться в любом случае и вероятно будет весьма индивидуально.
              Кстати, такое совмещение Шкалы потребностей и Шкалы эмоций снова возвращает нас к пирамидо- или конусоподобной структуре наподобие пирамиды Маслоу. Только, я предполагаю, что подбор потребностей для каждого уровня эмоций будет сильно зависеть от конкретного человека (и его чакр). Впрочем, возможно, существует какая-то более подробная взаимосвязь конкретных потребностей и эмоций.

Итог

Для формирования шкалы потребностей необходимо: выделить в потребностях те, которые относятся к рептильному мозгу, эмо-контуру и неокортексу.
             При этом учесть, что у рептильного мозга могут быть простые потребности, которые соответствуют разным потребностям эмо и еще большему количеству (названиям) потребностей неокортекса.
              Разложить потребности по чакрам (или условно, по уровням Маслоу).
              Учесть, что есть прямые и обратные потребности, и исключить их смешение.
              Найти для себя взаимосвязь потребностей и эмоциональных состояний.

              Вся изложенная здесь теория, конечно же, еще требует проверки и доработки. Подводя итоги, можно сказать, что для целостного, гармоничного человека должно быть естественным владение своим эмоциональным состоянием и понимание своих настоящих потребностей.